Степени автоматизации дизельных электростанций
Российским ГОСТом 50783-95 предусмотрено 3 степени автоматизации дизельных электростанций, служащих источниками аварийного энергоснабжения стратегически важных объектов.
Первая степень автоматизации ДЭС
Первая степень автоматизации дизельной электростанции подразумевает её соответствие следующим требованиям:
- стабилизация показателей вырабатываемого тока;
- защита электрических цепей;
- наличие аварийно-предупредительной сигнализации;
- комплектация системой аварийной защиты;
- оснащение механизмом экстренной остановки двигателя (стоп-устройством);
- способность в течение 4 или 8 часов обеспечивать качественное энергоснабжение объекта в автономном режиме.
Это минимальная степень автоматизации электростанции, требующая постоянного внешнего контроля со стороны оператора. ДЭС в автономном режиме управляет параметрами частоты и напряжения тока, системой вентиляции агрегатного отделения. Такая электростанция комплектуется базовым набором контрольно-измерительных приборов. С помощью этих датчиков оператор может отслеживать лишь основные рабочие показатели: давление и температуру масла, хладагента, частоту оборотов двигателя и т.д.
Вторая степень автоматизации ДЭС
К дизельном электростанциям второй степени автоматизации предъявляются все те же требования, что и к первой, плюс:
- система дистанционного / автоматического запуска двигателя с возможностью осуществления предпусковых операций;
- способность безостановочно работать в автономном режиме 16 или 24 часа к ряду;
- возможность автоматического ввода электростанции в синхронный режим работы с другими силовыми установками.
ДЭС второй степени автоматизации требуют минимального человеческого участия. В обязанности оператора входит лишь периодическое техобслуживание: подкачивание воздушных баллонов, контроль ГСМ, систематический прогрев двигателя.
Третья степень автоматизации ДЭС
Третья (высшая) степень автоматизации дизель-генераторных установок (ДГУ) предполагает оснащение всеми системами, присущими второй, плюс:
- функцию автодозаправки двигателя маслом и топливом;
- автоматическую подзарядку аккумуляторных батарей;
- автоматическое / дистанционное управление синхронными технологическими процессами;
- способность работать в автономном режиме 150 или 240 часов к ряду.